Приложение к приказу ГУЗ «ГГКБ №1» от «25»__10______2018__ №_332______
Алгоритм оказания ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями в ГУЗ «ГГКБ №1»
1. Для реализации ситуационной помощи каждой группе лиц с ограниченными возможностями установлен код (буквенный), который позволяет систематизировать деятельность сотрудников ГУЗ «ГГКБ №1» по предоставлению видов помощи.
Буква | Категория |
---|---|
В | Инвалид передвигается в коляске |
С | Инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации |
Е | Инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий либо не действует руками) |
М | Инвалид глухонемой или глухой |
н | Инвалид с выраженными (тяжелыми проблемами) нарушениями умственных функций |
2. Отметка об отнесении пациента к той или иной группе пациентов с ограниченными возможностями проставляется сотрудниками приемного отделения в графе «особые отметки».
3. Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями с кодом «В».
3.1.Все пациенты с ограниченными возможностями, передвигающееся на инвалидных колясках при поступлении в стационар размещаются в палатах ожогового отделения, где дверные проемы позволяют им беспрепятственно пользоваться туалетами, расположенными непосредственно в палатах.
3.2.В приемном отделении, травматологическом пункте, консультативном комбустиологическом кабинете медицинская сестра, санитарка помогают пациенту при входе и выходе из здания, при передвижении внутри здания, на территории, поднимают на коляске на нужный этаж, при необходимости оказывают помощь в раздевании и одевании, при посещении туалета, гигиенических процедурах.
3.3.При нахождении в отделении медицинская сестра, санитарка оказывает ситуационную помощь при входе и выходе из здания, при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске с лестницы, при необходимости оказывает помощь в раздевании и одевании, при приеме пищи, посещении туалета, гигиенических процедурах.
3.4. Правила поведения при общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении.
- Инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
- Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь.
- Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
- Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
- Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, п спине или по плечу.
- Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
- Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решение заранее.
- Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
4. Алгоритм оказания ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями с кодом «С».
4.1.В приемном отделении, травматологическом пункте, консультативном комбустиологическом кабинете медицинская сестра, санитарка помогают пациенту при входе и выходе из здания, при передвижении внутри здания, на территории, при необходимости оказывают помощь в раздевании и одевании, при посещении туалета, гигиенических процедурах, оформлении необходимой документации.
4.2. При нахождении в отделении медицинская сестра, санитарка оказывает ситуационную помощь при входе и выходе из здания, при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске с лестницы, при необходимости оказывают помощь в раздевании и одевании, при приеме пищи, посещении туалета, гигиенических процедурах, оформлении необходимой документации.
4.3. Правила поведения при общении с людьми, имеющими плохое зрение.
Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10 %, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. Все это надо выяснить и учитывать при общении.
- Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
- Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях.
- Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала
предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте
информацию, если вас об этом не просят. - Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности
давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом. - Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
- Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
- Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
- Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
- Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего
человека это означает «видеть руками», осязать. - Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые
обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-
то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола». - Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь
- При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.
5. Алгоритм оказания ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями с кодом «Е». При нахождении в стационаре паиента с кодом «Е» ему оказывается ситуационная помощь при всех действиях, выполняемых руками.
5.1.В приемном отделении, травматологическом пункте, консультативном комбустиологическом кабинете медицинская сестра, санитарка помогают пациенту при входе и выходе из здания, при передвижении внутри здания, на территории, при необходимости оказывают помощь в раздевании и одевании, при посещении туалета, гигиенических процедурах, оформлении необходимой документации.
5.2. При нахождении в отделении медицинская сестра, санитарка оказывает ситуационную помощь при входе и выходе из здания, при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске с лестницы, при необходимости оказывают помощь в раздевании и одевании, при приеме пищи, посещении туалета, гигиенических процедурах, оформлении необходимой документации.
6. Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями с кодом «М». Глухой пациент при формальном общении нуждается в услугах сурдопереводчика. При плановой госпитализации инвалиду с кодом «М» необходимо заранее обращаться за сопровождающим лицом или сурдопереводчиком.
6.1.В приемном отделении при отсутствии сурдопереводчика и наличии трудностей при устном общении, следует переписываться с пациентом. Сотрудник приемного отделения знакомит пациента с правилами внутреннего распорядка для пациентов, а так же с другой запрашиваемой им информацией.
6.2.При нахождении в отделении ответственные сотрудники отделения предоставляют пациенту запрашиваемую им информацию в письменном виде.
6.3. Правила поведения при общении с людьми, имеющими нарушения слуха.
- Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
- Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.
- Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
- Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
- Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
- Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
- Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
- Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
- Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.
- Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
- Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
- Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
- Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
- Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
7. Алгоритм оказания ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями с кодом «Н».
7.1.В приемном отделении, травматологическом пункте, консультативном комбустиологическом кабинете медицинская сестра, санитарка помогают пациенту при входе и выходе из здания, при передвижении внутри здания, на территории, при необходимости оказывают помощь в раздевании и одевании, при посещении туалета, гигиенических процедурах, оформлении необходимой документации.
7.2. При нахождении в отделении медицинская сестра, санитарка оказывает ситуационную помощь при входе и выходе из здания, при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске с лестницы, при необходимости помощь в раздевании и одевании, при приеме пищи, посещении туалета, гигиенических процедурах, оформлении необходимой документации.
7.3. Правила поведения при общении с людьми, имеющими нарушения умственных функций.
- Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
- Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
- Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
- Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
- Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
- Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
- Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
- Обращайтесь непосредственно к человеку.
- Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
8. При оказании ситуационной помощи пациентам с ограниченными возможностями сотрудники ГУЗ «ГГКБ №1» обязаны соблюдать и защищать их права и интересы, соблюдать медицинскую тайну, обеспечивать конфиденциальность персональных данных.